5 комментариев

  1. Вася Февраль 22, 2009 @ 15:36

    о. Тихон, пожалуйста, снизьте в своем храме плату за крещения, отпевания, свечки, и прочее. Или хотя бы не давите на другие храмы, чтоб они повышали цены (есть еще храмы, где совесть у священников на первом месте, не мешайте им). Не время, батюшка — кризис в стране! Жаль, что Вы красиво говорите, но люди ценят дела.

  2. Наталья Февраль 26, 2009 @ 07:10

    Спасибо наконец то нашла то что хотела прочитать тут.
    Кстати у меня есть рисунки на эту тему. Куда можно скинуть ?

  3. Marinochka Февраль 28, 2009 @ 19:05

    Спасибо наконец то нашла что искала.
    А комментарии не сразу добавляются ?* ато я тут писала а потом смотрю вообще нету 🙁

  4. Nastena Март 8, 2009 @ 20:25

    Читаю Ваш сайт уже 3 часа, все нравиться, но хочеться чтоб посты были чаще, а то все почти прочла уже! Настена

  5. Nastena Март 8, 2009 @ 20:32

    Читаю Ваш сайт уже 4 часа, все нравиться, но хочеться чтоб посты были чаще, а то все почти прочла уже! Настена

Игумен Тихон: «Храмы должны быть красивыми и богатыми»

Мелитополь 5 комментариев

В разгар рождественских праздников, которые мелитопольцы по традиции празднуют до самого Крещения Господня (19 января) редакция «Главной газеты Мелитополя» решила встретиться с благочинным Мелитополя игуменом Тихоном, которому, несмотря на молодой возраст, довелось стоять у истоков возрождения православной культуры в Мелитополе, строить монастыри и церкви. Во время общения мы попытались узнать не только о церковных тонкостях зимних праздников, объяснить, быть может, непонятные кому-то тонкости современной службы, но и приоткрыть завесу тайны личной жизни священнослужителя.

— Батюшка, каждый год участники хора собора Александра Невского после Рождества и до самого Крещения обходит городские больницы, офисы, предприятия, поздравляя горожан с праздником. В этом году церковь подготовила что-то новее?

— Эта традиция существует уже лет десять, и мы не стали ее менять. Мы поздравляем и самых маленьких, и самых стареньких, объезжая весь город. Мы пытаемся сами в это время быть проще, потому что в мир пришел не мудрец какой-нибудь, а именно младенец. А он простой, незлобивый. И старым и малым мы несем благую весть о рождении Христа и говорим: «Не будьте такими умными, потому что, там, где простота, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного». Дай Бог, чтоб в этом году мы не мудрствовали лукаво, а каждый делал свое дело на своем месте и тогда кризис нас не коснется и все будет хорошо.

— Говорят, что 7 января церковь организовала большую трапезу для городской элиты, и что проходила она в ночном клубе.

— Мы по ночным клубам не ходим, это не наша область, — улыбается батюшка. — Это враги церкви такую информацию распространяют. У нас традиционно в студенческой столовой педуниверситета проходит это мероприятие. Я очень благодарен Ивану Павловичу Аносову за то, что каждый год он предоставляет нам такое помещение, где собирается до 150 человек. Там хорошая акустика и наш хор исполняет некоторые праздничные произведения. Мы не можем посадить за стол всех мелитопольцев, но у нас есть возможность собрать квартальных, руководителей организаций, которые донесут потом большому количеству людей суть этого праздника. За столом мы ведем духовную беседу. Трапеза с древних времен была продолжением божественной литургии. То есть в храме люди причащаются, а потом накрываются столы и во время этих трапез продолжаются беседы на тему того события, которому была посвящена литургия. Мы очень хорошо провели этот день — планировали на полтора часа, но трапеза всегда у нас затягивается. Вот и в это Рождество она у нас длилась три с половиной часа. Организовывает это мероприятие  церковь и исполком. В нынешнем году, так же как и в прошлом, нам помогал Дмитрий Викторович Сычев. Это норма, она тяжело приживается, но в нашем городе это стало уже обычным явлением. Дай Бог, чтоб и дальше так было.

— Глядя на человека в рясе, лично мне, всегда хотеться узнать, кем он мечтали быть в детстве. Вот вы кем хотели быть?

— Я, как и все дети, мечтал о многих профессиях. И, надо сказать, детские мечты сбылись. Хотел летать в небе — получилось. Я служил в секретных войсках военно-воздушных сил, занимался парашютным спортом. Когда в детстве с родителями ездил к морю в Одессу, очень хотел быть моряком. И это желание сбылось, правда, лет через 30. В прошлом году мне посчастливилось путешествовать в Турцию по морю на яхте.

— Все ли ваши мечты осуществляются?

Наверное, да. Моя работа — это то, чем я живу.

— Какой случай повлиял на то, что вы решили посвятить себя Богу?

— Все начиналось постепенно. С 6 лет я занимался дзюдо. Пришлось ставить перед собой задачи побороть одного, другого, третьего. Все мои соперники были старше меня возрастом на 3-4 года. Причем, со временем для меня было важно уже не просто добиться победы, но сделать это эффектно. У меня были свои коронные отработанные приемы. А потом я с головой окунулся в изучение восточных единоборств. После школы продолжал заниматься этим и в армии. Там уже столкнулся с философией восточных единоборств. Читал много религиозных и философских книг: Рериха, Безан, Коран, был знаком с индуизмом, буддизмом. В голове образовался винегрет. Надо было все мысли выстроить, иначе можно было сойти с ума. И я пошел по пути наибольшего получения ответов со стороны религий, пока не добрался до православия. Сначала был опыт общения с семьей баптистов, я  ходил на их собрания. Потом я встречался со свидетелями Иеговы, адвентистами седьмого дня. В Молдавии, где я жил в семье, пока учился в школе, было много сект, пришлось походить по ним, пока не было православной церкви. А православный храм там появился, когда я уже служил в армии.

Мой отец, коммунист и главный инженер-микробиолог одного из крупнейших заводов Союза, пошел туда работать сторожем совершенно бесплатно. Я помню, меня это очень поразило. Днем он работал на заводе, а ночью охранял храм. У него была хорошая по тем временам зарплата — 700 с лишним рублей, когда техничка получала 90 рублей в месяц. А в церковь он пошел потому, что там был доступ к монастырской библиотеке, и можно было получить много информации. Потом, несмотря на упреки партийцев, он стал носить бороду. Так и оставался коммунистом, работающим сторожем в церкви. Шел к светлому будущему с Богом. А я за отцом стал ходить в церковь, читал много. Это и повлияло на выбор жизненного пути.

— Довелось ли вам быть свидетелем какого-то чуда?

— Чудо для меня — естественное явление. И объяснение для меня самое простое — Бог творит чудеса. Я помню случай один из жизни отца. Он приехал в деревню к своей бабушке. Она была совершенно безграмотной, но ходила в церковь и на слух наизусть выучила псалтырь. Люди приходили к ней и просили, чтоб она помолилась за родных, иногда и за скотину. Вот, пришла к ней одна соседка и привела своего бычка. А у него грыжа большая. Бабушка подошла к иконе, произнесла молитву, покропила водой святой бычка и сказала: «Ты веди его, Марфа, домой, а завтра он будет у тебя здоровым». У отца моего было ветеринарное образование, и он как услышал это говорит: «Зачем ты людей обманываешь? Как может, грыжа за ночь подтянуться?» А бабушка ему и отвечает: «Внучек, ты подумай, неужели Бог, который создал всю Землю из ничего, не может помочь тому несчастному бычку?» На следующее утро соседка пришла благодарить бабушку, еще и курицу в подарок принесла. Отец не поверил, пошел сам смотреть на того бычка — грыжи действительно не стало. Вот вам и чудо. А для Бога это нормальное явление. В песнопениях сказано: «Там, где хочет Бог, там побеждается естества чин». И таких чудес много — та же крещенская вода, например.

— Кстати, о воде. Правда ли, что на Крещение даже в водопроводных кранах вода становится святой?

Раз в году вода освящается везде: в лужах, в водоемах, во всех источниках. Другое дело, как потом с ней поступаем мы. Часто бывает так, что человек в церкви освящает воду, а потом она у него портится. И когда мы начинаем выяснять причины, оказывается, что он хранил эту воду в помещении, где курят или ругаются матом. Неблагоговейное отношение к святой воде приводит к утрате ее свойств. Хранить воду надо в том месте, где она не будет осквернена — возле иконы в святом углу в помещении, где не ругаются.

— В Мелитополе есть традиция окунаться в Терпеньевских ключах в праздник Крещения. Вы следуете этой традиции?

— Когда я в городе, я окунаюсь тоже. В то время, когда Василий Ефименко был мэром, у нас была традиция. Я освящал источники, он нырял вместе с детьми в эту воду. Причем, после этого они не болели.

— Как церковь относится к гаданиям в святки?

К любому колдовству церковь никак не относится. А люди придумывают себе уже все, что хотят.

— Вы сами, что у Бога просите?

— Прошу, чтоб нам помогли достроить храмы Георгия Победоносца, Великомученицы Татьяны и Святой Екатерины. Для меня это важнее всего. Я однажды посвятил себя Богу, уйдя в монастырь — у меня своего-то нет. Были бы у меня жена и дети, я бы о них заботился. В Библии говорится:  «Тот, кто не печется о домашних своих, хуже неверного». Мне ближе церковь, и все мои мысли и дела — церковные.  

— Некоторые люди упрекают церковь в политизированности и стремлении к роскоши, видя какими мобильными телефонами пользуются святые отцы, на каких автомобилях они ездят. Как вы к этому относитесь?

— Есть такие прихожане. Как правило, это люди, которые в жизни своей ничего не добились и не создали. Помните, нашумевшую историю с джипом Василия Ефименко. Мне уже тогда это было непонятно. Я говорил депутатам: «Вам не стыдно эту тему поднимать. Вы настолько злы и глупы, когда эту тему обсуждаете. Вы же себя не любите, в первую очередь. Разве вам было бы лучше от того, что мэр, представляющий ваш город, ездил бы на «Запорожце» и ходил бы в оборванных штанах, помятой рубашке? Мне было бы стыдно». Я считаю, что у мэра должно быть все лучшее, потому что человек, который посвятил себя этой области, уже не живет своей жизнью. Он вычеркнул из нее те годы, когда взялся служить городу, народу, если он искренне выполняет свои обязанности. Я считаю, таких людей подвижниками. Так же и со священниками.

Мы, перед тем как переехать в Мелитополь семьей, продали всю свою недвижимость, чтоб построить церкви здесь. В Молдавии все наоборот. Там священнику сначала прихожане строят дом, покупают ему машину, на сколько это может себе позволить приход, и только потом он начинает строить церковь. Причем, стараются делать так — если в соседнем селе у отца Петра, к примеру, дом в два этажа, то своему батюшке община построит дом в два этажа с мансардой. Если у того батюшки автомобиль «Опель», то своему люди купят, пусть хоть и подержанную, но «Ауди». И таким образом, отдавая все лучшее священнику, люди располагают его к себе так, что он служит исключительно приходу и не берет деньги. Так и на Западной Украине происходит.

— К Мелитополю, выходит, вам нелегко было привыкать?

— Здесь все по-другому. Поражает невежество наших людей. Первое время я мечтал быстрее отсюда уехать. Такое было непонимание людей. Я начинал со службы в Терпении. На иномарке не сразу ведь начал ездить. Сначала ходил пешком, потом купил лошадь, дальше бричку, вторую лошадь. Уже позже были «запорожцы», «волга», кстати, моя ровесница — ей 24 года было, «Опель». Сейчас езжу на «Субару». Если бы у нас все священники ездили на хороших машинах — церкви быстрее бы строились, потому что это значит, что они умеют зарабатывать деньги. По идее, священник должен жить от  благовестования. Но в наше время, я считаю, повезет тому храму, в который придет священник, имеющий два образования, дом, машину, и, который создал свой бизнес. Потому что он найдет средства, даже если их не принесут прихожане.

Я никогда не видел себя в роли руководителя и старался освободиться от этой обузы. После службы в Терпении просил владыку отправить меня в монастырь служить, потому что хотел уйти от денег, устал от светской жизни и имел совсем другое представление о службе. А владыка сказал: «Хочешь в монастырь — иди и строй его». Так в 1994 году я пришел в Мелитополь на улицу Воровского — место, где на кладбище люди сделали мусорную свалку. Там сорная трава в человеческий рост была. Меня поразило, что я попал в город, где совершенно не почитают предков. Бульдозеры ездили по костям. По сути, меня назначили настоятелем мусорной свалки города и при этом, я не получил от епархии ни копейки денег на стройку. Мне надо было зарабатывать большие деньги. И я начал с того, что попросил у людей деньги в долг без процентов. На них купил газель, ризограф для печати, несколько резаков, бумагу, компьютер и начал делать книги. Тогда литература была в дефиците, и я понял, что смогу на этом заработать. Я сам подбирал литературу, печатал, упаковывал книги, грузил их в машину и возил по всей Украине продавал. Через 8 месяцев я отдал все долги, пошла прибыль и с нее началось строительство монастыря. Если бы не было такого подхода, и сегодня там была бы, наверное, мусорная свалка.

Мои обращения за помощью в строительстве монастыря к Анатолию Мангулу не нашли поддержки. Сложность была и в том, что в то время на государственном уровне православную церковь Московского Патриархата мало кто признавал. И я решил в Мелитополе провести первый в городе крестный ход. Когда на площади собралось 5 тысяч человек, ко мне подошел Виктор Александрович Сычев, отвел меня в сторону и тихо сказал: «Теперь я точно знаю, отец Тихон, какая у нас церковь в городе что-то представляет». После этого харизматики стали проводить свои демонстрации.  

Я считаю, что священники должны лучше всех выглядеть, иметь лучшую технику, оборудование и все это должно служить на пользу церкви. Нищие приходы — это опущенное мнение о церкви. Храмы должны быть красивыми и богатыми. А священники, оставаясь нищими, не смогут сделать церковь богатой.

Я однажды для себя решил — сделаю так, чтоб все священники, которых я знаю, имели возможность ездить на лучших машинах, иметь все самое лучшее. Я и сейчас, если есть у меня такая возможность, помогаю купить им компьютеры, телефоны, чтоб они жили в ногу со временем. Если они отстанут, мы не сможем вести за собой людей.

С батюшкой беседовала Светлана Зализецкая

Досье «Главной»

Благочинный Мелитополя и настоятель собора Александра Невского игумен Тихон (в миру Масленников) родился в Белорусском городе Витебск в 1970 г. в семье инженера. После службы в армии окончил Белгородскую духовную семинарию, Киевскую академию, защитил кандидатскую. В 1992 году рукоположен в священный сан, в 1993 году пострижен в монашество, а с 1998 года благочинный Мелитополя.

Январь 22, 2009

Leave a comment

Login