Комментариев нет

Мелитопольский «нормандец»

Мелитополь Comments (0)

Редко кто не слышал о знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман» — французских летчиках, которые на советских истребителях отвоевывали небо у фашистских ВВС. Однако мало кому известно, что в составе эскадрильи воевал мелитополец Юрий Федорин. Среда, 4 декабря, для ветерана было особенной датой – исполнилось 66 лет, как был создано это летное подразделение.

Юрий Филиппович попал техником в этот прославленный полк, выписавшись из госпиталя после ранения. Дело в том, что французские техники не могли обеспечивать надежность работы наших «яков», поэтому, по просьбе французского командования, они были заменены советскими специалистами.

— В условиях русской зимы, при тридцатиградусном морозе, не каждый мог работать с высокой отдачей. Сами летчики просили о замене техперсонала, — говорит ветеран. — Поначалу были проблемы с общением, конечно. Сначала помогали жесты, но с течением времени, все немного наладилось, так как в обиход вошли и русские слова, и французские.

После первых месяцев боев из начальной группы в 15 человек в живых остались трое французов. Как  раз во время пополнения эскадрильи личным составом, в Туле в начале 44-го, в полку и появился Юрий Федорин. Его первым командиром стал Морис Амарже, летавший на «Як-11», который на Немане был сожжен вовремя бомбежки. Потом, до конца войны, Юрий Филиппович обеспечивал боевые вылеты единственного темнокожего пилота Роже Соважа.

— Французы здорово научились воевать, не хуже наших асов. Помню, в середине октября 44-го за один день они сбили 29 самолетов, не потеряв ни одного свого. Мне повезло, я не хоронил своих летчиков. Французы, кстати, имели привычку делить между всеми личные вещи погибших, — вспоминает военный техник.

Победу международный полк встретил в Эльбинге, откуда и стартовали домой после целого месяца празднеств, приемов и награждений. А потом была командировка во Францию. И снова приемы, банкеты, награды, экскурсии по историческим местам. А принимать и угощать, по словам Юрия Филипповича, французы мастера! Два месяца продолжалась та командировка, за время которой было подготовлено 96 техников французов для работы на советской технике, которую пилоты очень полюбили и считали ее лучшей в мире.

Вернувшись домой, Юрий Федорин сменил авиацию на железную дорогу, окончил институт в Томске и стал инженером, а позже судьба занесла его в наш город, где он проработал начальником сетевого района на железнодорожной станции.

— До 1962 года отношения между бойцами «Нормандии» как-то не поддерживались, хотя и у нас и у них были комитеты ветеранов. Но в тот год состоялось перезахоронение останков неизвестного французского летчика, и из Парижа прибыла делегация на это мероприятие. Так и восстановились утраченные связи, — рассказывает Юрий Филиппович.

В настоящее время происходят регулярные встречи ветеранов полка и официальных лиц Франции и России, а Украина остается как-то в стороне, будто ее сыны не служили в том полку. Хотя достаточно вспомнить техника Владимира Белозуба из Днепропетровской области, погибшего в кабине самолета вместе со своим командиром Де Сейном. Француз отказался прыгать из горящего «Яка», зная, что у Белозуба нет парашюта. Так их и похоронили в одной могиле…

До мая 45-го пилотами «Нормандии» было сбито 273 немецких самолета. На свои же базы не вернулись 35 человек, плюс еще 7 погибли при исполнении служебных обязанностей. В июне победного года «Нормандия» вернулась  домой на подаренных СССР истребителях Як-3 в сопровождении советских механиков, а встречать их в Ле Бурже пришел весь Париж.

С «нормандцем» общался Александр Сысоев

Декабрь 17, 2008

Leave a comment

Login