Комментариев нет

Раскол по-еврейски

Мелитополь Comments (0)

В мелитопольской еврейской семье большой скандал. Камнем раздора стало здание синагоги — одно из старейших в Мелитополе культовых сооружений, расположенное практически в центре города. Евреи принялись делить этот объект недвижимости, да так, что без вмешательства правоохранительных органов, похоже, не обойтись.

«Удар со спины»

О еврейском «расколе» стало известно в ходе пресс-конференции, которую на минувшей неделе в срочном порядке собрали директор благотворительного фонда «Хэсэд Вэлвеле» Елена Проскурня, председатель светской мелитопольской городской еврейской общины Анна Стаценко и председатель иудейской религиозной общины Анатолий Иоэль. Они заявили, что мелитопольских евреев собираются расколоть, а синагогу захватить рейдерским путем. Причем во всех этих грехах евреи обвиняли своих же соплеменников. Такие выводы они сделали после того, как узнали, что их иудейская община уже перерегистрирована на другого человека — Анатолия Туревского, а здание синагоги вот-вот уплывет под крыло вновь созданной в городе «Иудейской религиозной общины ортодоксального направления». Анатолий Иоэль шокирован происходящим. Он утверждал, что Туревского видел лишь два раза в жизни. Первый раз — на похоронах, второй — на собрании общины в ДК им. Шевченко, когда евреи изгоняли из города неугодного им раввина. В заявлении, приготовленном для прессы, Иоэль сообщил:

— Господин Туревский, никогда не являясь членом мелитопольской иудейской религиозной общины, провозгласил себя ее председателем. Чтобы набрать новый состав членов общины, он обманным путем и подкупом, о чем есть свидетельские показания, уговаривал людей написать заявления. Всего набралось 34 заявления. Чуть позже из беседы с организаторами пресс-конференции выяснилось, что за подпись о вступлении в общину, якобы предлагалось по 250 гривен. (Туревский эти обвинения опровергает, и намерен подать в суд на клеветников, — ред.)

Осуждают действия господина Туревского и светские евреи. «Путем аферы хорошие дела не делаются. Если бы он пришел по-хорошему, сел бы за переговорный стол, ничего бы этого не было. А он все делает исподтишка. Это удар со спины», — полагает Анна Стаценко.

«Интересы у новой религиозной общины и его руководителя корыстные», — в один голос заявляли ведущие пресс-конференции. В качестве доказательства они продемонстрировали опубликованное господином Туревским объявление в газете об утере свидетельства на право собственности здания синагоги. Как выяснилось, упомянутый документ никуда не пропадал, просто им не располагала новая иудейская община. Свидетельство на право собственности здания на улице Дзержинского,45, выданное иудейской общине еще в 1994 году Анатолием Мангулом, продемонстрировала прессе председатель светской мелитопольской городской еврейской общины Анна Стаценко. Устав организации и прочие документы журналистам показывать не стали, но заверили, что и они остаются в целости и сохранности.

Евреи подозревают, что в заблуждение были введены сотрудники областной государственной администрации и управления юстиции, выдавшие новой организации свидетельство. Преступили ли чиновники закон, выяснится по окончании служебного расследования. А проверкой законности действий господина Туревского займутся правоохранительные органы, пообещали выступавшие. Они также обратились к местной власти с просьбой помочь им в решении конфликта.

Центр религии и коммерции

В день проведения пресс-конференции, журналистов повели на экскурсию в синагогу. И тут начали всплывать любопытные детали. Особенность этого строения не только в его старинности, но и в том, как оно используется. Евреи, как известно, люди прагматичные, а мелитопольские — вдвойне. Они сумели приспособить помещения здания не только для молитвенных собраний, но и для коммерции. Экскурсия началась с молитвенной комнаты небольших размеров, где иудеи собираются на еженедельные чтения молитв (шабат). В помещении размером поменьше журналисты увидели склад инвентаря для инвалидов и пожилых людей. В самой большой, из впервые открытых к доступу прессы комнат, работал цех по зубному напылению. Это уникальное производство снимать на камеры строго запретили. Для тех, кто еще не знает, зубной бизнес в синагоге процветал уже давно — еще шесть лет назад этот цех относился к станкостроительному заводу «Имени 23 Октября». Теперь же, со слов Елены Проскурни, производство перешло под крыло центра реабилитации инвалидов. Выяснить, какая связь может быть у инвалидов с напылением зубов, журналисту «Главной» так и не удалось. Елена Владиславовна на этот вопрос отвечать отказалась, коротко отрезав: «К теме пресс-конференции — это не относится и руководство центра реабилитации говорить об этом не готово». Поделиться с прессой контактным телефоном засекреченного центра реабилитации, Елена Проскурня также не захотела. Во время экскурсии Елена Владиславовна и Анатолий Иоэль больше акцентировали внимание на выгодности работы с арендаторами для еврейского общества. С их слов, если бы не цех по напылению зубов, здание уже давно бы развалилось, поскольку работники это производства делают ремонт в его помещениях за свой счет.

Другую часть синагоги СМИ не показывали, однако же и скрывать от журналистов еще одну коммерческую точку в храме не стали. Сегодня в этом здании организована оптово-розничная торговля стиральными порошками, шампунями и прочей бытовой химией.

О коммерческой выгоде от своих арендаторов Елена Проскурня и Анатолий Иоэль говорили неохотно. Мол, субаренду никакую они не получают (по нынешним временам это невиданная щедрость, — ред.), «торговцы» и «зубники» платят общине символически — по 300 гривен в месяц. На эти деньги евреи покупают угощения для шабатов.

Кто делает деньги в синагоге?

Председателю организации «Иудейская религиозная община ортодоксального направления» Эдуарду Туревскому и члену этой общины Елена Свершок такая щедрость кажется подозрительной. Они возмущаются действиями руководителей еврейской общины, которые за 14 лет так и не смогли найти средства на ремонт синагоги, а само ее здание превратили в торговый центр.

С их слов, они еще в конце 2007 года пытались выяснить у руководства еврейской общины, на каком основании их исключили из членов общины и почему синагога используется не по назначению. Но разговора тогда не вышло, потому решили перерегистрировать общество.

— Наша цель — возродить иудейскую общину Мелитополя. Мы в начале ноября прошлого года поехали к Мееру Стамблеру, председателю Совета иудейских общин Украины, оставили документы и описали ситуацию, которая сложилась с нашей синагогой, — рассказывает Туревский. — Объяснили, что мы — сами бизнесмены, поэтому никаких корыстных целей у нас нет, и просили, чтоб Мелитополю оказали финансовую помощь в ремонте синагоги. Но там нам растолковали, чтобы была синагога — нужен раввин, чтобы был раввин — нужна община. А чтобы была община — ее нужно восстановить, поскольку ею здесь никто не занимался.

— За 14 лет можно хоть что-то было сделать для синагоги. За это время там только магазин открылся по продаже порошка стирального и цех по напылению зубов. Кто там прибыль качает? Почему властям это не надо, прокуратуре это не надо? — дополнила картину Елена Свершок, намекнув, что у нынешнего руководства еврейского общества есть родственный интерес в процветании коммерции в синагоге.

А вот Елена Проскурня и Анатолий Иоэль уверяют что, уступить площади молитвенного дома под коммерцию им пришлось вынужденно, потому что на ремонт синагоги нет денег. Они пытались решить этот вопрос в течение шести лет, но спонсора так и не нашли. Кроме того, нет в Мелитополе и раввина. Того, что им присылали в город последний раз, они со скандалом выгнали в 2002 году. Оправдания действиям соплеменников нашла председатель светской городской еврейской общины.

— Ментальность Мелитополя не позволяет, чтобы у нас работал такой раввин, который был до этого. Он начал делить евреев: если по матери — ты еврей, а по отцу — гой. Это одно только слово оскорбляет. Он откупался от людей — платил деньги, чтоб они не ходили на его молитвы. Поэтому община отказалась на собрании от этого раввина. Нам нужен толерантный раввин, который будет учитывать менталитет нашего города, — резюмировала Анна Стаценко.

Видимо, угодить мелитопольским евреям сложно. Поскольку за шесть лет ни один раввин так и не отважился приехать на службу в Мелитополь. А нынешний раскол в еврейской семье обнажил целый пласт проблем, разрешить которые без вмешательства правоохранительных органов и местной власти вряд ли удастся. Жаль только, что конфликт этот может развеять старания мэрии в представлении Мелитополя перед зарубежными гостями, как самого многонационального интеркультурного города Украины, в котором все нации живут дружно.

В синагоге побывала Светлана Зализецкая «Главная газета Мелитопля»

Июль 31, 2008